К основному контенту

Первая картина П. М. Третьякова


   Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Первой из двух картин, приобретенной меценатом, была работа Н. Г. Шильдера "Искушение". Картина выполнена на холсте маслом, ее размеры 54Х67, не датирована. 
 
В своей работе Шильдер продолжает традиции П. А. Федотова, обращаясь к теме искушения честной бедности. Разодетая в кружева и ленты сводня предлагает девушке, живущей с больной матерью скудным заработком от вышивки, дорогой браслет за благосклонность к мужчине, лицо которого еле видно в проеме двери. Содержание картины схоже с сюжетом произведения П. А. Федотова «Бедной девушке краса – смертная коса (Мышеловка)» (сепия, 1846, Государственная Третьяковская галерея). Шильдер усиливает обличительное начало, он делает атмосферу сцены более мрачной, мимику и жесты героев более резкими. Назидательный пафос картины раскрывается простой аллегорией – на первом плане изображена кошка, подстерегающая мышь.Эта работа положила начало коллекции Третьякова и  в 1867 г. для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. В 1892 году Третьяков завещал свою галерею городу Москве.
   
В 1928 г. был произведён серьёзный ремонт отопления и вентиляции, в 1929 г. проведено электричество. В 1932 г. были построены три новых зала, соединивших основное здание ГТГ с помещением запасника в церкви Николы в Толмачах. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов. 
   С первых дней Великой Отечественной войны в Галерее начался демонтаж экспозиции — как и другие музеи Москвы, ГТГ готовилась к эвакуации. В середине лета 1941 эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в Новосибирск. Лишь 17 мая 1945 ГТГ была вновь открыта в Москве.
   Здание Галереи заметно пострадало от бомбежки во время войны: две фугасные бомбы, упавшие в результате налета немецкой авиации в нескольких местах разрушили стеклянное покрытие крыши, межэтажное перекрытие некоторых залов, пострадал главные ход.      
   Восстановление Галереи началось уже в 1942 году и к 1944 году 40 из 52 залов были отремонтированы, что дало возможность вернуть экспонаты из эвакуации. В честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи, отмечавшегося в 1956 году, был достроен зал А. А. Иванова. К этому времени коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства.
   К середине 1980-х годов возросшее количество посетителей,  экскурсий, школьных кружков уже с трудом помещалось в залах музея. Вновь возникла необходимость расширения экспозиционной площади. 
   
Строительство депозитария, 1984 г.
Строительные работы были начаты в 1983 году. Через два года был введен в строй депозитарий – хранилище произведений искусства, где также расположились реставрационные мастерские.  В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие),  основанная на идее сохранения исторического облика здания. В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый  корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный  центр, детская студия и выставочные залы. В них в 1992–1994  годах проходила выставка шедевров  из коллекции Галереи. В этом же здании была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб, поэтому  оно получило название Инженерный корпус. 
    Принципиальной особенностью плана реконструкции было включение в музейный ансамбль храма Святителя  Николая в Толмачах (памятник архитектуры XVII века) после его восстановления и  освящения. Храм был утвержден в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. Строительство в Лаврушинском переулке заняло почти десять долгих лет: с 1985 по 1995 год.
    Ныне комплекс зданий Третьяковской галереи, расположенный между Лаврушинским и Малым Толмачевским переулками, – любимое место не только москвичей, но и многих гостей столицы.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Гибель "Титаника": неизвестные факты об известной трагедии

О гибели "Титаника" писать достаточно трудно – с одной стороны, нет человека, который не знал бы об этой трагедии, с другой – есть масса любопытнейших фактов, неизвестных даже специалистам.
Разумеется, после фильма «Титаник», все считают, что знают о произошедшем на лайнере.История «Титаника» для большинства превратилась в историю красивой любви на фоне компьютерных чудес современного фильмопроизводства. Но не все так просто. Начать можно с общеизвестных фактов. Лайнер Титаник: валовая вместимость - 46328 регистровых тонн, водоизмещение - 66 тыс. тонн. Размеры:длина - 268,98 м., ширина - 28,2 м., расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы - 18,4 м. или 53,3 м. от киля до верхушек четырех его огромных труб. В общем, Титаник был высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала. Трехвинтовой Титаник был оснащен двумя четырехцилиндровыми паровыми машинами, работающими на наружных гребных винтах, и паровой турбиной, приводящей в движение средний винт. Номинальная мощност…

Тайна гибели подводной лодки "Комсомолец"

К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». Подводная лодка «Комсомолец», которой и поныне принадлежит мировой рекорд погружения на 1032 м,  (4 августа 1985 г.) вдруг затонула, что называется, на ровном месте. Известно, что более 90% Мирового океана имеют глубины свыше 200 м. И освоение этих глубин равносильно завоеванию высот в авиации. Однако задача создания глубоководной субмарины поставила перед учеными и конструкторами проблемы еще более сложные, чем в авиации. Ведь вода в 800 раз плотнее воздуха и давления на глубине отнюдь не шуточные.    Тем не менее в 1966 году командование ВМФ СССР выдало конструкторам тактико-техническое задание на создание опытной субмарины проекта 685 (шифр «Плавник») с предельной глубиной погружения в 2,5 раза больше, чем у других лодок. Проектирование начали в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») под руководством Н.А. Климова, а в 1977 году его сменил Ю.Н. Кормилицын.     Лодка, получившая индек…

10 февраля – день рождения домового

Домовой, или как его еще называют - Суседко, Хозяин, Сам, Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Лизун, живёт в каждом доме. Неважно, что это за дом. Городская квартирка, добротный сельский дом или графский замок - везде есть свой хранитель. Его главная обязанность - следить за порядком в доме. А если порядок не соблюдать, может и беду накликать. Считается, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Он может принимать вид хозяина дома и в этом виде показываться людям. Однако, представления о его облике очень многообразны. Его представляли в виде небольшого седого старичка, одетого в белую рубаху, и в виде старичка, покрытого шерстью. Где-то считали, что он черен, лохмат и здоров, как медведь, но может принимать вид собаки, а чаще кошки. Может домовой проявиться и в виде тени. В свободное от дел время он бродит по квартире, играет с детьми и животными. Самое его любимое животное – кошка. Обратите внимание, иногда ваша пушистая любимица вдруг опрокидывается на спину …