К основному контенту

Рождены, чтобы летать


   
Як-30
Май - удачный месяц для покорения неба. Именно в мае состоялось несколько испытательных полетор российских самолетов. И первым из них был 
спортивный реактивный самолёт Як-30, полет которого состоялся 20 мая 1960 года.
     После долгих разработок в 1960 году были построены два опытных самолета: Як-104 — первый 15 мая (борт "30") и второй — 21 июля (борт "50"). Ведущим конструктором был К. В. Синельщиков, и.о. заместителя Генерального конструктора А. С. Яковлева. В том же году Як-104 переименовали в Як-30. На испытаниях самолет получил максимальную скорость 655 км/ч на высоте 5000 м и 624 км/ч у земли, вертикальную скорость у земли 18,2 м/с, дальность 860 км с резервом топлива 7%. Масса пустого самолета возросла с 1514 кг до 1554 кг, максимальная взлетная масса достигла 2470 кг с 730 кг топлива (900 л). 
   Як-30 продемонстрировал весь комплекс фигур простого и сложного пилотажа, фигуры в вертикальной плоскости выполнял без потери высоты. На Як-30 были успешно проверены катапультные установки, позволяющие безопасно покинуть самолет через остекление. Было проверено катапультирование через фонарь до индикаторной скорости 610 км/ч с парашютистом-испытателем.
    В ноябре 1961 г. в ЛИИ и ОКБ положительно оценили новые улучшения на Як-30. На нем установили прицел АСП-ЗН, фотокинопулемет ФКП-2-2 и два контейнера с реактивными снарядами (или две бомбы по 50-100 кг). На ручке управления появились кнопка управления стрельбой и кнопка сброса бомб. Был улучшен обзор из задней кабины путем перекомпоновки приборной доски и защитной перегородки между кабинами. В отчете по испытаниям отмечалось, что "обзор инструктора стал лучше, чем на Як-18 и МиГ-15УТИ и лучше, чем был бы на L-29". После замены загрузочной пружины усилия на ручке управления при взлете и посадке стали 5-6 кгс, как и на L-29, и обеспечили стандартную отработку элементов взлета и посадки.
   Под центропланом был установлен тормозной щиток (воздушный тормоз) для увеличения маневренных возможностей самолета и упрощения полетов строем.
   Из четырех построенных самолетов Як-30, два хранятся в ОКБ, один экспонируется в музее ВВС в Монино. Один Як-30 потерян при катастрофе 8 сентября 1965 г., когда погибли Р. М. Шихина, чемпионка мира по высшему пилотажу, пилотировавшая самолет и В. М. Волков. При слишком энергичном выполнении элеронной бочки, на которую самолет не был испытан, произошло разрушение консолей крыла, что привело к катастрофе. 

   
Ан-2М
«Ан-2М», модернизированный сельскохозяйственный и транспортный самолёт, совершил свой первый полет 20 мая 1964 года. 
   В начале 60-х годов у СССР наблюдался стремительный рост сельского хозяйства. Возникла необходимость в специализированном самолете для авиахимработ. Его было решено разработать на базе выпускавшегося в больших количествах самолёта Ан-2.
   Проект был разработан в 1963 году. В начале 1964 года, с двух серийных Ан-2, были переделаны два прототипа Ан-2М. Они отличались от серийного новыми двигателями АШ-62М с реверсивным винтом АВ-2-02, стеклопластиковыми баками для химикатов ёмкостью 1960 л, новой сельхозаппаратурой, отсутствием второго управления,  удлинённым фюзеляжем, доработанным капотом двигателя и имели коробку приводов для отбора мощности двигателя. Также второй прототип имел хвостовое оперение увеличенной площади.
   Во время первого полета за штурвалом самолета находился лётчик-испытатель И. Е. Давыдов. По итогам государственных испытаний, завершившихся в октябре 1964 года, был сделан вывод, что увеличение площади горизонтального оперения не даёт существенных преимуществ. Поэтому в серию было решено запустить самолёт со стандартным горизонтальным оперениям, но с увеличенным килём. В январе 1965 года был выделен завод № 464, в Долгопрудном, для серийного производства самолета, а в апреле 1966 года были собраны первые 5 серийных Ан-2М. Производство продолжалось до 1971 года. Всего изготовлено 506 самолётов Ан-2М. Они эксплуатировались до декабря 1985 года.

   
Музейный экспонат СУ-27 в Монино

Многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель Су-27 четвертого поколения изначально создавался как перехватчик для войск ПВО СССР в качестве ответа на разработку США нового истребителя F-15 «Игл». Основная «специализация» истребителя Су-27 – завоевание превосходства в воздухе.

   Первые проработки перспективного истребителя четвертого поколения начались в ОКБ П. О. Сухого едва ли не подпольно. Первый вариант компоновки самолета, получившего «фирменное» обозначение Т-10, разработал В. И. Антонов. У истоков создания знаменитого самолета стояли О .С. Самойлович, В. И. Антонов, В. А. Николаенко и непосредственно сам П. О. Сухой.
   Требованиями к новому истре­бителю были высокая маневренность, большая дальность полета, мощное вооружение и сов­ременный комплекс БРЭО, необходимые для того, чтобы эффективно противодействовать американскому истребителю F-15.
   В ходе проектирования конструкторы столкнулись с необычной проблемой: в СССР расчетной полетной массой считалась масса самолета с 80% заправкой, но по емкости баков Т-10 получился гораздо ближе к фронтовому бомбардировщику, чем к истребителю. Отказ от «лишнего» топлива позволял снизить массу и удовлетворить требования заказчика в ущерб эффективности боевого применения. Разработчикам и заказчикам удалось найти компромиссное решение — разделили требования к Т-10 на две части: с основным вариантом заправки (примерно 5,5 т керосина) и с полной заправкой (порядка 9 т) при снижении требований к максимальной эксплуатационной перегрузке. В результате дальность полета истребителя Су-27 с полной заправкой превышает дальность полета большинства истребителей с подвесными топливными баками.
   Эскизное проектирование было окончено в 1975 году, а в 1976-м вышло постановление Совета министров СССР о разработке самолета Су-27. С февраля 1976 году главным конструктором Су-27 стал М. П. Симонов. Первый полет на Т-10-1 выполнил 20 мая 1977 года B. C. Ильюшин,
   В 1978 году в Комсомольске-на-Амуре началась сборка самолетов установочной партии. Оказалось, что самолет хоть и мог быть запущен в серийное производство, но по ряду параметров не удовлетворял техническому заданию, более того, проигрывал F-15. Потому по настоянию М. П. Симонова данный вариант истребителя так и не был запущен в серийное производство. Де-факто предстояло спроектировать истребитель заново. Без решительной поддержки министра авиапрома И. С. Силаева истребитель Су-27 (Т-10С) в его известном всему миру облике вряд ли бы состоялся - слишком много времени и денег ушло на проектирование и постройку первых Т-10. Государственные испытания Су-27 были завершены в 1985 г., при этом серийное производство началось раньше – в 1982-м.

   
Современная модель СУ-27

Серийные Су-27 начали поступать в войска с 1984 г., однако официально на вооружение были приняты лишь в 1990 г., после устранения недостатков, выявленных в ходе эксплуатации. Истребители поступавшие на вооружение ВВС получили обозначение Су-27С (серийный), а войск ПВО – Су-27П (перехватчик).

   Истребитель Су-27 никогда не действовал в настоящем бою против своего основного конкурента - F-15. Зато Су-27 приходилось сталкиваться с ним в условных боях на различных авиашоу и совместных учениях. В ближнем бою российский истребитель имеет безоговорочное преимущество, легко «садясь на хвост» американцу. Маневренность и тяговооруженность у Су-27 существенно выше. Зато авионика F-15 считается более совершенной, что может дать американскому истребителю преимущество в дальнем ракетном бою. Однако, в учениях «Коуп Индия 2004», где сошлись Су-27 индийских ВВС и F-15C ВВС США американцы выглядели бледно, проиграв 2/3 общего числа воздушных боев. 

   
Здание аэропорта "Домодедово" в 1965 году
Кроме того, 40 лет назад - 20 мая 1965 года - открыт один из крупнейших аэровокзалов в Европе - аэропорт "Домодедово". 

   История аэропорта Домодедово насчитывает около пяти десятков лет. Многое за это время изменилось. Аэропорт Домодедово стремительно развивался и, начав свою работу как пункт обслуживания почтовых и транспортных перевозок дальневосточного направления,  получил статус международного. Аэропорт имеет отлично развитую инфраструктуру: внутри здания аэровокзала множество разнообразных кафе, ресторанов, vip-залов и оборудованных зон ожидания, его транспортное сообщение с любой частью столицы отлично налажено, а гостиницы аэропорта Домодедово всегда готовы приютить за адекватную плату уставших путешественников, организовать необходимые трансферы.
   По некоторым версиям с 2006 года днем рождения считается 7 апреля 1962 года, так как именно в этот день был подписан приказ «Об организации Московского аэропорта Домодедово». В пользу последней даты говорит и тот факт, что даже пассажирские перевозки производились уже с 1964 года. Однако, официальное открытие состоялось все же только в 1965 году.
   Интересно, что первым пассажиром первого пассажирского рейса, выполненного 25 марта 1964 года в Свердловск, по случайности стала молодая женщина с младенцем на руках. Многие считали это символичным, связывая новорожденного ребенка в только открывшемся аэропорту с непременно благоприятным будущим, ожидающим новый воздушный порт.
   
"Домодедово" сегодня
В советское время в Домодедово часто проходили воздушные парады, первым среди которых был парад к пятидесятилетию Октябрьской революции, проведенный 9 июля 1967 года, на котором отечественные конструкторы впервые представили самолет вертикальной посадки и взлета. Об этом параде сняли целый документальный фильм под названием «Крылья Октября».
   С конца шестидесятых Правительство Москвы начало налаживать транспортную систему и строить гостиницы у аэропорта Домодедово для улучшения качества обслуживания пассажиров, решивших посетить столицу.
Залы "Домодедово"
   С 1999 года по 2003 год проходила реконструкция аэровокзального комплекса, после которой буквально начался новый этап в истории этого аэропорта.
   С уверенностью можно сказать, что сегодня он отвечает всем самым высоким требованиям. Может похвастаться грамотно продуманным распределением пассажиропотока, высочайшим уровнем обслуживания, хорошей транспортной доступностью и наличием в непосредственной близости достаточного количества гостиниц.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

День кухонной плиты

   11 июня 1742 года Бенджамин Франклин (1706—1790) изобрёл кухонную плиту — великое устройство, сегодня стоящее в каждом доме. До него металлические печи имели странную конструкцию, не позволявшую равномерно разогревать или готовить еду, Бенджамин Франклин же додумался, какой лабиринт из труб создать, чтобы раскаленный газ шел по ним одинаково мощно.     Без этой вещи сейчас вряд ли можно обойтись. Сам Франклин был человеком бережливым. Он обратил внимание на то, что в американских печах большая часть тепла теряется в трубе. Его плита оказалась очень экономичной, с чугунными стенками, обладающими большой теплопроводностью. Так ученый смог уменьшить расход топлива, потери тепла и параметры печи.    Конечно, плитой малогабаритную печь Франклина было трудно назвать. В России она носила другое имя - буржуйка. Хотя эта плита и стала хорошим подспорьем кухаркам, но все же была не идеальна, потому что очень сильно чадила.   Но прошло время, и теперь у хозяек есть большой выбор сов

Лучшие книги 2015 года, рейтинг читателей

Сегодня в нашей традиционной рубрике "Читать или..?" мы решили напечатать рейтинг самых читаемых книг 2015 года по мнению сайта LifeInBooks. Ниже приводим статью с сайта в ее неизменном виде" "Наш топ-20 лучших книг 2015 года – это именно тот список литературных произведений, которые покорили сердца читателей своей искренностью и настоящими чувствами. Важно ведь еще и то, что художественная книга должна быть захватывающей, держать в напряжении до последней строчки. 1.  Название: «Эверест. Смертельное восхождение» Автор: Анатолий Букреев, Г. Вестон ДеУолт Высокий рейтинг книги обусловлен тем, что она основана на реальных событиях, которые произошли в 1996 году при восхождении группы людей на Эверест. Плохие погодные условия и ошибки альпинистов и привели к трагедии. Книга была написана в 1997 году, но на русский язык переведена лишь в 2015 году. 2. Название: «Она & он» Автор: Марк Леви Интересная и захватывающая история любви двух людей, кот

Небольшая видеозарисовка наших передвижений.

Сменяются времена года, подрастают наши читатели, но мы по-прежнему в пути