Куда ты завел нас? — лях старый вскричал.
Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. —
Убейте, замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
К. Ф. Рылеев
В тот день, 14 марта по старому стилю, толпы народа заполнили Сусанинскую площадь, в центре которой высился закрытый покрывалом памятник, окружённый с трёх сторон шеренгами солдат. На площади было до 30 тысяч человек: балконы, окна, крыши окружающих её зданий – всё было усеяно людьми. Торжество началось с Божественной литургии в кафедральном Богоявленском соборе. По окончании литургии соборный протоиерей Е.П. Вознесенский выступил со словом, в котором, в частности, сказал: "238 лет минуло, как пролилась кровь Сусанина, первомученика за жизнь первого царя из рода Романовых. Но столетия не имеют никакого влияния на судьбы народа, среди коего Православие торжествует в лице Феодоровской Божией Матери, Самодержавие под благословенным царственным древом Романовых укрывает и утешает наслаждением мира и благоденствия, народность верно хранит в памяти бессмертный Подвиг Ивана Сусанина".
Старый памятник И. Сусанину в Костроме |
Иван Сусанин был крестьянином Костромского уезда с. Домнина, принадлежавшего Романовым, но вошел в русскую историю как спаситель жизни царя Михаила Федоровича. Вплоть до 1870-х годов единственным документальным источником о его жизни и подвиге была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 году, "по совету и прошению матери", крестьянину Костромского уезда, с. Домнина, Богдашке Сабинину половину деревни Деревище за то, что его тесть Иван Сусанин, которого "изыскали польские и литовские люди и пытали великими немирными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович..., ведая про нас.. терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти". Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 годов, данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 года. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род.
Памятник И. Сусанину в Костроме советского периода |
С конца 1870-х годов, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII веков, в которых очевидно преклонение писавших перед его подвигом (иные прямо называли его мучеником). В 1882 году Самарянову, собравшему немало не изданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к с. Домнину, с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича, и что Михаил Федорович "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из с. Домнина, после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся к Ивану Сусанину и хранящихся в костромской архивной комиссии, в археологическом институте.
Деревня Деревеньки или Деревнищи родина И. Сусанина |
Русский народ поднялся на борьбу. Иностранных поработителей встречали кольями, топорами, вилами. Повсеместно создавались партизанские отряды, народное ополчение.
Народ выдвинул из своей среды Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые возглавили борьбу против интервентов. 27 сентября 1612 года русские ополченцы, разгромив врага, освободили Москву.
В то время избранный 21 февраля 1613 года Земским собором на престол молодой шестнадцатилетний русский царь Михаил Романов находился в своей костромской вотчине селе Домнино. Польские феодалы были недовольны этим решением Земского собора, так как они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава. Иноземцев поддерживали и некоторые русские бояре.
Изгнанные из Москвы иностранные захватчики небольшими отрядами рассеялись по стране. Они грабили население, разоряли целые уезды.
Польский король Сигизмунд и феодальная знать стремились внести замешательство в деятельность Земского собора, усилить в нем раздоры, воспрепятствовать восстановлению центрального правительства и укреплению государственного аппарата. Если бы Сигизмунду и шляхте удалось осуществить свой коварный замысел, Русское государство лишилось бы своей национальной независимости. Одному из вражеских отрядов удалось прорваться на север, в Костромской уезд. На своем пути интервенты опустошали села и деревни, старались разыскать царя, чтобы убить его.
Тщательное изучение и сопоставление различных источников позволяет осветить жизнь и героическую гибель Ивана Сусанина.
Карта местности |
Ворвавшись в избу, шляхтичи потребовали, чтобы Сусанин повел их в Домнино, предлагали за услугу деньги, грозили смертью в случае отказа. Старик медлил. Между тем, предупрежденный об опасности зятем Сусанина Богданом, царь уехал из Домнина в Кострому и укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. Согласившись быть проводником, он предложил «гостям» обождать до утра. Те согласились, всю ночь они пили вино в предвкушении скорой победы.
Когда рассвело, старик повел незваных «гостей» по замерзшей, но имевшей много прорубей – «окон“ речке Корбе, оставив в стороне за лесом Домнино. Затем он повернул к деревне Перевоз. За ней-то и находились непроходимые места.
Крестьянин отказался. Тогда паны подожгли деревню, привязали Сусанина веревкой к двум лошадям и спустились в долину реки Шачи. Долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся убежать на другой берег, но никак не мог выбрать момента. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за ним шляхтич, державший веревку. Вдруг старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними паны. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его.
К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Под вечер Богдан Сабинин с соседями набрел на замерзших панов, а затем обнаружил и тело Сусанина.
Большинство документов о легендарном русском патриоте не сохранилось; одни погибли в огне во время Московского пожара 1812 года, другие – по вине невежественных чиновников, ведавших архивами, но некоторая информация все же «дошла» до наших дней.
Источник: http://www.opoccuu.com/260312.htm
Памятник на месте гибели И. Сусанина |
Комментарии
Отправить комментарий