И ведь до сих пор птичку жалко как в первый раз. Такие фильмы как «Кавказская пленница и другие приключения Шурика» не надоедают, не стареют, не теряют своей аудитории и разлетаются на крылатые фразы.
Премьера кинокомедии "Кавказская пленница"состоялась 1 апреля 1967 года.
Идею сюжета картины Леониду Гайдаю подбросила сама жизнь: в одной из газет режиссеру попалась на глаза статья о том, как в одной закавказской республике влюбленный джигит в полном соответствии с древними обычаями похитил свою возлюбленную.
Первый вариант сценария назывался "Шурик в горах" и состоял из двух сюжетных блоков: "Кавказская пленница", представлявшего собой историю похищения комсомолки Нины, и "Снежный человек и другие" — о том, как Бывалый, Балбес и Трус водят за нос участников научной экспедиции, разыскивающей на Кавказе снежного человека. Впоследствии от новеллы о «йети» съемочная группа отказалась, расширив первую часть до хронометража полноценного фильма.
Наталья Варлей вспоминает: «Я с собой на съемки все время возила 290 килограммов цирковой аппаратуры в надежде на то, что где-нибудь в перерыве от работы буду репетировать. Мне очень не хотелось расставаться с цирком даже на короткое время. Но не удалось. Хотя в картине хватало трюков. В кадре, где я выпрыгиваю из окна дачи Саахова, я прыгаю со съемочного крана, с большой высоты - висела на тонкой веревке. Раскачивалась. Меня легко могло шарахнуть и о кран, и о стену…
Потом у меня была ситуация, когда отказали тормоза, - когда я еду в машине и троица преграждает мне дорогу. Я должна была резко затормозить машину у определенной линии перед кинокамерой. Репетируем - все получается. Начинаем снимать - в последний момент тормоза отказывают, и я чудом не сбила оператора, не грохнулась сама…
Или эпизод с купанием. У Гайдая была задумка, что Нина, прежде чем прыгнуть за Шуриком в воду, сначала скачет на коне, потом на ослике. Но после того, как я на глазах у съемочной группы свалилась с коня… И Гайдай решил: хватит рисковать. Вода тем более ледяная, легко простудиться. Сначала хотели снять каскадера - ну, это уже ни в какие ворота не шло, на такую подмену я не могла согласиться. Тогда нашли девушку, похожую на меня по фигуре, она сказала, что она мастер спорта по плаванию. Она прыгнула и… стала тонуть - не умела плавать, оказывается, но очень хотелось сняться. И в конце концов мне разрешили самой прыгать со скалы. Между прочим, мне больше запомнилось не само купание, а как мы с Сашей Демьяненко сидим после купания и дрожим. Дрожим по-настоящему. Дело в том, что мы должны выглядеть на экране мокрыми. Но день был жаркий, и влага с нас мигом испарялась. Поэтому нас водой из речки поливали, а в ней градусов семь. После этой экзекуции мне налили спирта и заставили выпить, чтобы не заболела. Как добралась до турбазы, где мы жили, не помню…
Что касается моих отношений с троицей… Они мне очень помогали, но и сильно хулиганили. Я была молоденькая, застенчивая. Когда они меня в кадре несли в мешке, то так щипали и щекотали, что я от смеха просто плакала… в мешке. Мы долго с режиссером репетировали сцену, где я хохочу над Шуриком, который залез в спальный мешок не с той стороны. На репетиции я хохочу, начинают снимать - меня «перемыкает». И тогда Гайдай договорился с Моргуновым. Они встали за камерой и одновременно с командой «Мотор!» подняли майки и почесали животы. При виде огромного живота Моргунова и впалого Гайдая у меня началась истерика… »
Успех картины после премьеры был оглушительным. До конца года ее посмотрели 76,54 млн. зрителей, что позволило фильму уверенно занять первое место в прокате. К Варлей пришла всесоюзная слава.
Стоит отметить, что, несмотря на такой огромный успех фильма «Кавказская пленница», сама Варлей получила за него премию сначала в 200 рублей, плюс еще 100, когда успех повторился.
Что интересно, это когда сценарий «Пленницы» дали почитать Юрию Никулину, он категорически отказался сниматься, говорил: ерунда какая-то! Однако Гайдай заверил его, что в процессе работы они совместными усилиями переделают сценарий, внесут в него массу собственных трюков. Так оно и вышло. За каждый придуманный актерами трюк Гайдай расплачивался с ними двумя бутылками шампанского. Говорят, что в итоге Никулин заработал на этом деле 24 бутылки, Моргунов - 18, а Вицин всего лишь одну, потому что не любил шампанское. На самом деле трюков он придумал в фильме не меньше, и все они были высококлассными.
Вспоминает Г. Вицин: «Помните эпизод, когда мною вышибают дверь и я улетаю в окно? Я добавил один штрих - Трус летит и кричит: «Поберегись!» Или еще одна импровизация - когда я бегу за Варлей и пугаюсь упавшего с нее платка. Вроде бы мелочь, но почему-то зрители очень хорошо этот момент запомнили. А я просто шел от образа - раз Трус, значит, должен всего бояться, даже платка. Я также придумал сцену с огурцом во время погони за нами Шурика на дрезине. Я пуляю из рогатки, огурец остается в руках, а рогатка улетает. Но самая моя любимая находка - это - «стоять насмерть». Помните, когда мы втроем, взявшись за руки, перегородили дорогу Варлей? И я бьюсь в конвульсиях между Моргуновым и Никулиным. Вот мне до сих пор эту сценку все напоминают…»
Кроме описанных выше эпизодов, Вицин принимал активное участие и в придумывании других. К примеру, в эпизоде с уколом именно он посоветовал сделать так, чтобы шприц в заднице Бывалого покачивался в разные стороны. Этот эпизод придумал Никулин (он даже принес из цирка огромный шприц Жане), и снимали его следующим образом. Крупным планом снимали лицо Моргунова, а сзади между его ног установили табуретку, у которой сняли сиденье и положили обычную подушку. Именно в нее и втыкали шприц, а лежавший под табуреткой Никулин рукой в перчатке раскачивал его в разные стороны.
«Кавказская пленница» стала фаворитом сезона, заняв в прокате 1967 года 1-е место. Однако, несмотря на этот успех, она стала последним фильмом Л. Гайдая, где снималась придуманная им троица. Позднее сам режиссер так объяснял мотивы, по которым он «умертвил» троицу: «Мне Дыховичный (сценарист - Ф.Р.) говорил: «Вы, Леонид Иович, таких типов нашли - на всю жизнь хватит. Их можно куда угодно поместить, хоть в космос». Да, можно было бы еще поснимать. Но на такой вопрос я обычно отвечаю: «Все, материал отработан. Эксплуатировать без повторов уже нельзя».
Вспоминает В. Этуш: «Гайдай хотел, чтобы Саахов был гротескным, пародийным. Я понимал его… Но не мог с этим согласиться. В фильме играла знаменитая тройка - Никулин, Вицин, Моргунов. Все пародийное, гротесковое, условное, конечно, по праву принадлежало им. Соревноваться с ними, пытаться «урвать свое» было бы с моей стороны, мягко говоря, неумно. Но главное - не нужно. Я должен был положить своего Саахова на другую чашу весов. Всю эксцентрику необходимо отдать тройке. А мне - серьезность, иначе я как актер просто погибну… Важен в этом смысле был наш спор с Гайдаем по поводу сцены, когда Саахова, неудачливого жениха, обливают водой. Гайдай предлагал в этом эпизоде максимум эксцентрики. Я же предложил серьезность. Ведь мой Саахов серьезен, он не понимает, как можно отвергать его ухаживания. Сцену отсняли, и единственной уступкой Гайдаю остался цветок за ухом, который, однако, лишь подчеркивал мою серьезность, и это - я был счастлив убедиться - дало нужный комический эффект…
Внешне - по жестам, мимике, голосу - я играл конкретного человека. Своего хорошего знакомого, живущего в одной из кавказских республик. «Рисунок» роли я списал с него. И очень беспокоился, как бы он не узнал себя и не обиделся. Этот мой знакомый, кстати, был на просмотре фильма и не узнал себя. Очень хвалил фильм и сказал: «Слюшай, замэчатэльно! Как похожэ, как похожэ! Я сам знал таких, такие у нас на Кавказе в Нагорном Карабахе живут!..»
Другой мой приятель - к тому времени я уже сыграл кавказцев в нескольких фильмах - советовал: «Ты на Кавказ не езжай - тебя там убьют». А когда я сыграл Саахова, этот же товарищ сказал: «Ну вот, теперь тебе и на Кавказ не надо ехать - они тебя в Москве убьют». Разрешилось все мирно, на рынке. Меня очень дружелюбно приняли. Угощали наперебой…»
Между тем, мало кто знает, но роль Саахова в фильме собирались переозвучивать. Что же произошло? Оказывается, когда фильм был уже готов, руководство «Мосфильма» схватилось за голову - фамилия руководителя партийной организации студии была Сааков. Чтобы избежать скандала, Гайдаю предложили поменять фамилию главному герою, то есть переозвучить те эпизоды фильма, где он появляется на экране. А это стоило немалых денег, да и актеров собрать заново было уже трудно. Короче, Гайдай запаниковал. И тут на помощь пришел Никулин. В один из дней он был на приеме у министра культуры Фурцевой и - как бы между делом - рассказал ей эту историю. Та возмутилась: «Государственные деньги на ветер бросать?! Не позволю!» В тот же день она позвонила на «Мосфильм» и запретила переозвучивать картину. Так Саахов остался Сааховым».
Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».
Фильм до сих пор остается популярным и одним из наиболее любимых зрителями. К сожалению, съемки в картине Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика внесли окончательный раскол в отношения между участниками знаменитой «троицы» — Никулина, Моргунова и Вицина. "Пленница" стала последним проектом Леонида Гайдая, в котором они участвовали все вместе.
Интересные факты о фильме Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика:
— В первой картине о Шурике, "Операции «Ы» и другие приключения Шурика", главный герой учился в техническом вузе, а в "Кавказской пленнице" он стал студентом филологического факультета.
— Исполнительница роли Нины Наталья Варлей окончила акробатическое отделение циркового училища, что позволило ей самостоятельно выполнить многие трюки. Но драматического мастерства ей пока не хватало — сказывалось отсутствие актерского опыта. Кроме того, Варлей не смогла озвучить свою героиню, и Нине пришлось говорить голосом Надежды Румянцевой, а песню про медведей исполнила певица Аида Ведищева. — Георгий Вицин, несмотря на то, что ему пришлось сыграть много пьяниц, не употреблял алкоголь. Однако в эпизоде "Кавказской пленницы" с Балбесом, Бывалым и Трусом у пивной бочки ему все-таки пришлось отведать пенного напитка, так как бутафоры не подготовили ему бутафорского пива.
— Фильм неоднократно подвергался цензуре. Так, реплика Труса «Да здравствует советский суд — самый гуманный суд в мире!» была заменена на «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!», а из песни "Если б я был султан" убрали два куплета, посчитав их «аморальными».
— Ореховое дерево, сидя на котором Балбес кидался орехами, после выхода фильма на экраны стало настоящей достопримечательностью. Грецкий орех, получивший название "Никулинский", сохранился до сих пор. Он растет на южном склоне горы Демерджи, неподалеку от села Лучистое, рядом с Долиной Приведений, и пользуется большой популярностью у туристов.
— Согласно некоторым источникам, планировалось снять сиквел комедии. Сюжет в фильме должен был развиваться таким образом. Товарищ Саахов оказавшись в тюрьме, стал руководить лагерной самодеятельностью, а после освобождения он захотел занять свой прежний пост, на который была назначена Нина.
— В 2012 году началась работа по созданию продолжения всенародно любимой комедии, которое получило название "Кавказская пленница 2". Съемки фильма проходят в Карачаево-Черкесии, главные роли исполняют Любовь Новикова и Константин Крюков.
Комментарии
Отправить комментарий