К основному контенту

Гибель "Титаника": неизвестные факты об известной трагедии


О гибели "Титаника" писать достаточно трудно – с одной стороны, нет человека, который не знал бы об этой трагедии, с другой – есть масса любопытнейших фактов, неизвестных даже специалистам. 
Разумеется, после фильма «Титаник», все считают, что знают о произошедшем на лайнере. История «Титаника» для большинства превратилась в историю красивой любви на фоне компьютерных чудес современного фильмопроизводства. 
Но не все так просто. Начать можно с общеизвестных фактов.
Лайнер Титаник: валовая вместимость - 46328 регистровых тонн, водоизмещение - 66 тыс. тонн.
Размеры: длина - 268,98 м., ширина - 28,2 м., расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы - 18,4 м. или 53,3 м. от киля до верхушек четырех его огромных труб. 
В общем, Титаник был высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала.
Трехвинтовой Титаник был оснащен двумя четырехцилиндровыми паровыми машинами, работающими на наружных гребных винтах, и паровой турбиной, приводящей в движение средний винт. Номинальная мощность этой энергетический установки составляла 50 000 л.с., но легко могла быть развита и мощность 55 000 л.с. При полном ходе Титаник мог идти со скоростью 24 - 25 узлов (примерно 45 км/ч).
Наиболее интересной конструктивной особенностью лайнера являлись его водонепроницаемые переборки. «Титаник» имел двойное дно и был разделен на 16 водонепроницаемых отсеков пятнадцатью водонепроницаемыми переборками. Странно, однако, что эти переборки простирались вверх не очень высоко. Тем не менее непотопляемость лайнера обеспечивалась при затоплении любых двух отсеков, и, поскольку конструкторы не могли себе вообразить несчастья хуже, чем пробоина в районе стыка двух отсеков, «Титаник» был объявлен «непотопляемым». 
Непотопляемый «Титаник» был спущен на воду со стапеля белфастской верфи судостроительной фирмы «Харланд энд Вулф» 31 мая 1911 года Ходовые испытания лайнера были завершены 1 апреля 1912 года, а 3 апреля корабль прибыл в Саутгемптон. Неделей позже он отправился в Нью-Йорк. 
И в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, в 800 километрах от острова Ньюфаундленд в Атлантическом океане, «Титаник» затонул, находясь в своем первом рейсе. Столкнулся с айсбергом. Столкновение произошло в 23 часа 40 минут, а через 10 минут капитан лайнера Смит, старший помощник капитана Уайлд и строитель судна Эндрюс осмотрели повреждения и последний вынес безапелляционный вердикт своему детищу: - «Титаник» обречён и ему никто не поможет! Даже сам Господь Бог. Вскрыто четыре отсека. Надежда была бы, если бы повреждены были только три. А так наши помпы будут качать воду из океана в океан. Мы продержимся часа два, не больше».
Радист лайнера в 0 часов 5 минут начал подавать принятый в то время международный сигнал бедствия. Через 20 минут он связался с пароходом «Карпатия», находящимся в 58 милях. На призыв «Титаника» откликнулись «Франкфурт» и однотипный с «Титаником» «Олимпик».
Из 2224 человек на борту спаслись 711, погибло 1513. Главной причиной таких больших потерь считается огромное несоответствие между местами в шлюпках и количеством людей. Шлюпки могли забрать только 1178 человек.
В те годы строительство судов и оборудование их спасательными средствами регулировались дикими с нашей точки зрения правилами. Так, для судов водоизмещением более 10000 тонн требовалось максимум 20 спасательных шлюпок, то есть количество мест в шлюпках регулировалось не вместимостью пассажиров, а тоннажем. 
Именно поэтому в «Титанике» было всего 20 шлюпок, из них - 14 спасательных, вместимостью 65 человек каждая, 2 рабочих, вместимостью 40 человек каждая, и 4 типа Энгельгардт, вместимостью 47 каждая. Итого – 1178 мест.
На воду были спущены все 14 спасательных шлюпок, обе рабочие и две типа Энгельгардт, общей вместимостью 1084 человека. Большинство шлюпок оказались загруженными не полностью. Причин тому было много. Например, часть женщин и детей, особенно вначале, боялись переходить с борта все еще казавшегося им непотопляемым лайнера на хрупкие лодчонки, раскачивающиеся над водой на высоте 20 метров. Доходило до того, что первыми в шлюпки спускались мужчины, чтобы убедить женщин в безопасности посадки. Интересно, что количество мест позволяло спасти всех находившихся на борту женщин и детей, плюс еще 550 мужчин. Спаслись же всего 74% женщин и только 52% детей. Но у мужчин Титаника было еще меньше шансов выжить, чем у детей и женщин.
Существуют утверждения, что пассажиры третьего класса практически не имели возможности спастись – до них не дошла очередь, их не пускали к шлюпкам, запирали в каютах. Однако эта точка зрения так и остается спорной. Да, пассажиров третьего класса было значительно больше и многие не желали бросить свое имущество, сыграла роковую роль и отдаленность помещений третьего класса от шлюпочной и рядом других палуб.
Причин столкновения также несколько – прежде всего, полное игнорирование ледовой опасности, несмотря на многочисленные предупреждения о том, что впереди – лед и айсберги. Скорость сброшена не была, вахта не усилена. Несмотря на то, что впередсмотрящие на «Титанике» были опытными моряками, в данном случае они сплоховали. Поздно заметили препятствие, что резко сократило возможность для маневра.
Кроме того, если бы на мостике не стали уклоняться от айсберга, а просто дали бы машинам «полный назад» и носом врезались в айсберг, то лайнер мог сильно пострадать, но – не затонуть.
Роковую роль сыграло и то, что в те времена не было единых общепринятых правил о подаче сигналов бедствия сигнальными ракетами и фальшфейерами. То есть красный цвет ракет не был принят, как сигнал бедствия. Палили, чем придется. С «Титаника» палили белыми ракетами. На мостике находившейся на расстоянии всего 10 миль «Калифорнии» решили, что на гибнущем лайнере что-то празднуют и поэтому спокойно прошли мимо.
Некоторое время спустя к месту гибели «Титаника» подошел пароход «Карпатия». «Титаник» погрузился в воду в 02.20, первые спасшиеся поднялись на палубу «Карпатии» в 04.10, а последних людей с последней шлюпки приняли в 08.30 утра. Разница во времени вроде небольшая - меньше двух часов, но дело в том, что для тех, кто оказался в воде, счет шел на минуты. Именно 5 – 15 минутами определяется жизнь человека, попавшего в ледяную воду, да еще в экстремальных условиях внезапной гибели судна. И если бы грузопассажирский пароход «Калифорния» распознал сигналы с «Титаника», как сигналы бедствия, то он мог оказаться на месте катастрофы еще до того, как «Титаник» погрузился в воду. Тогда количество спасенных было бы гораздо большим.
Гибель «Титаника» стала переломным моментом в обеспечении безопасности мореплавания. Если говорить в общем, то до гибели лайнера мореплаватели еще не осознали и не прочувствовали, что они уже в 20-м веке, что парусники ушли в прошлое, что судоходство с каждым днем становится все оживленнее, скорости – выше, размеры судов – больше. И что мерки 19-го века устарели и стали просто опасными. «Титаник», можно сказать, стал жертвой менталитета 19-го века в приложении к технике века 20-го.
Современному судоводителю многие установки тех времен, царившие на мостике «Титаника», покажутся просто чем-то диким. Как можно, зная о айсбергах и льдах по курсу, лететь в черную неизвестность ночи, не снижая скорости? А ведь радиолокаторов тогда и в помине не было. Как можно было не снабдить впередсмотрящих биноклями? Как вообще можно водить лайнеры огромных размеров, не имея общепринятых международных сигналов бедствия? Как можно считать судно, на мостике которого ты находишься, непотопляемым – а ведь экипаж и общественность именно так и думали! 
Шок и последующие выводы сделали очень и очень много для того, чтобы избежать трагедий на море, чтобы пересмотреть наконец-то устаревшие морские правила.
Некоторые любопытные факты:
Факт первый. Почти через 90 лет после гибели «Титаника» неутомимые исследователи и любители загадок отыскали… тот самый айсберг, который отправил корабль на дно. Фотографии айсберга находились в частной коллекции, и нигде никогда не публиковались. Тщательное исследование фотографий установило, что запечатленный на них айсберг несет на себе следы повреждений, нанесенных столкновением с каким-то огромным плавучим объектом соответствующей крепости.
Фотографии же были получены неким Стефаном Регореком из Богемии, который совершал путешествие на борту лайнера «Бремен», следовавшего из Бремерхафна на Нью-Йорк. 20 апреля «Бремен» проходил то место, где произошла катастрофа. Все пассажиры высыпали на палубу, наблюдая в воде страшные последствия кораблекрушения. Ну, а г-н Регорек сделал несколько фотографий и послал их из Нью-Йорка домой. Обнаружились эти фото только в апреле 2000 года. Их оригиналы в настоящее время хранятся в банковском сейфе в Мюнхене.
Сфотографированный айсберг совпадал с тем описанием, которое дали ему уцелевшие пассажиры «Титаника». В ближайшие после трагедии дни были сделаны фотографии нескольких айсбергов, однако после сопоставления их с описанием очевидцев, исследований ветра и течений, можно с достаточно высокой степенью вероятности предполагать, что искомый айсберг был сфотографирован только одним человеком.
Факт второй. По рассказам очевидцев, оркестр Титаника играл до конца. Скорее всего, эта легенда соответствует действительности. Но что именно играли? Тут труднее, так как показания уцелевших очень отличаются. Многие из спасшихся утверждают, что оркестр тонул, исполняя религиозный гимн «Ближе к тебе, о Господи». Другие же уверяют, будто единственное, что играл оркестр - это рэгтайм. Один человек сообщает, что очень хорошо помнит последние минуты оркестра, но музыканты будто бы вовсе ничего не играли.
В этой сумятице противоречивых показаний несколько выделяется рассказ младшего радиста Хэролда Брайда. Сама профессия требовала от него наблюдательности, скрупулезной точности. Кроме того, Брайд находился на «Титанике» до самого конца. Он ясно запомнил, что оркестр играл мелодию «Осени» - одного из гимнов англиканской церкви.
Факт третий. Один из самых популярных вопросов – а был ли на лайнере Джек Доусон, которого играл в фильме «Титаник» Леонардо ди Каприо?  Да, был! Правда, сходства между прототипом и ослепительным актером весьма мало. Реальный Джек Доусон был кочегаром на Титанике, и даже и не кочегаром, а угольщиком, то есть тем, кто шихтовал уголь в угольных бункерах. Катастрофы «Титаника» он не пережил, но не утонул вместе с лайнером. Его тело было извлечено из воды вместе с десятками других, а опознали его по карточке члена профсоюза, которую он спрятал на груди. Останки настоящего Доусона были захоронены на кладбище Фэйрвью Лаун, в Галифаксе.
Его любовью была не звезда высшего света в исполнении Кейт Уинслет, а сестра его приятеля, кочегара Джона Приста, который, кстати, и уговорил Доусона стать моряком. Доусону было 23 года. 
Факт четвертый. Любители мистики и загадок разложили «Титаник» по всем параметрам, от магии чисел до расположения звезд. Все это, конечно, не отличается достоверностью, но кое-что воистину мистическое, действительно, происходило. Это – история книги «Тщета», написанной в 1898 году, за 14 лет до трагедии.
Итак… Некий Морган Робертсон, сочинил в 1898 году роман о трансатлантическом лайнере, который своими фантастическими размерами превосходил все построенные дотоле суда. Сказочный корабль Робертсон населил богатыми, самодовольными пассажирами. По ходу действия романа холодной апрельской ночью происходит столкновение лайнера с айсбергом и судно погибает. Кораблекрушение это, по мысли автора, должно было символизировать тщету всего земного. Книга Робертсона, выпущенная в том же году издательской фирмой «М. Ф. Мэнсфилд», так и называлась: «Тщета». 
Спустя четырнадцать лет английская судоходная компания «Уайт Стар Лайн» построила лайнер, который удивительно походил на судно, описанное Робертсоном. Водоизмещение нового лайнера было 66 тыс. тонн, парохода из книги Робертсона - 70 тысяч. Длина реального лайнера составляла 269 м, литературного - 243. Оба лайнера имели по три гребных винта и могли развивать скорость порядка 24-25 узлов. Каждый из них был рассчитан примерно на 3000 человек, а спасательные шлюпки того и другого могли вместить лишь часть пассажиров и членов экипажа, однако никто не придавал этому значения, поскольку оба судна считались «непотопляемыми». 
Робертсон назвал свое судно «Титаном», владельцы компании «Уайт Стар Лайн» окрестили принадлежащий им новый лайнер «Титаником».
  Холодной апрельской ночью этот лайнер, как и его литературный «прототип», столкнулся с айсбергом и тоже пошел ко дну…
Факт пятый. На аукционе в Англии 29 апреля 2006 года были проданы медальон и воспоминания о гибели «Титаника» написанные от руки Эллен Черчилль Кэнди, которая пережила эту катастрофу. Точная дата написания ею воспоминаний на 36 страницах неизвестна. Описание гибели лайнера, принадлежащее ее перу, ушло за 47 тысяч фунтов, а ее же медальон – за 57 тысяч фунтов. Женщина спаслась, так как ей досталось место в спасательной шлюпке. Медальон она передала своему другу Эдварду Кенту, когда покидала тонущий лайнер. Однако друг погиб, а она выжила. Тело Кента было подобрано позже, в ходе операции по подъему жертв катастрофы и медальон вернули владелице.
Всего на аукционе, проводившемся Henry Aldridge and Son, было выставлено порядка 300 экспонатов с Титаника. 
 Гибель Титаника таит в себе еще очень много загадок, большинство из которых вряд ли теперь удастся разгадать, разве что в далеком будущем.

Комментарии

  1. Реального Джека Доусена не существовало. Вы описываете некого "Джека", однако на корабле был кочегар Джозеф Доусен, но не Джек. И могила под номером 227 на кладбище Фейрвей в Галифаксе принадлежит именно ему!
    Напишите мне, momot.v@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я знаю эту историю про Доусона! Но здесь не указали ещё один очень интересный факт про сигналы SOS С корабля Титаник,когда он затонул много лет назад

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тайна гибели подводной лодки "Комсомолец"

К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». Подводная лодка «Комсомолец», которой и поныне принадлежит мировой рекорд погружения на 1032 м,  (4 августа 1985 г.) вдруг затонула, что называется, на ровном месте. Известно, что более 90% Мирового океана имеют глубины свыше 200 м. И освоение этих глубин равносильно завоеванию высот в авиации. Однако задача создания глубоководной субмарины поставила перед учеными и конструкторами проблемы еще более сложные, чем в авиации. Ведь вода в 800 раз плотнее воздуха и давления на глубине отнюдь не шуточные.    Тем не менее в 1966 году командование ВМФ СССР выдало конструкторам тактико-техническое задание на создание опытной субмарины проекта 685 (шифр «Плавник») с предельной глубиной погружения в 2,5 раза больше, чем у других лодок. Проектирование начали в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») под руководством Н.А. Климова, а в 1977 году его сменил Ю.Н. Кормилицын.     Лодка, получившая индек…

10 февраля – день рождения домового

Домовой, или как его еще называют - Суседко, Хозяин, Сам, Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Лизун, живёт в каждом доме. Неважно, что это за дом. Городская квартирка, добротный сельский дом или графский замок - везде есть свой хранитель. Его главная обязанность - следить за порядком в доме. А если порядок не соблюдать, может и беду накликать. Считается, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Он может принимать вид хозяина дома и в этом виде показываться людям. Однако, представления о его облике очень многообразны. Его представляли в виде небольшого седого старичка, одетого в белую рубаху, и в виде старичка, покрытого шерстью. Где-то считали, что он черен, лохмат и здоров, как медведь, но может принимать вид собаки, а чаще кошки. Может домовой проявиться и в виде тени. В свободное от дел время он бродит по квартире, играет с детьми и животными. Самое его любимое животное – кошка. Обратите внимание, иногда ваша пушистая любимица вдруг опрокидывается на спину …