Автор этой повести Ф. А. Вигдорова после окончания педагогического техникума учительствовала в Магнитогорске, а затем, окончив Московский педагогический институт имени В. И. Ленина, преподавала русский язык и литературу в старших классах 610-й московской школы. Впоследствии совмещала учительскую работу с журналистикой. Работала в "Правде" и "Комсомольской правде", писала статьи и очерки об учителях и детях городских и сельских школ.
В повестях "Дорога в жизнь", и "Черниговка" вышедшей в свет в 1950-х годах, Ф. А. Вигдорова продолжает свою любимую тему - тему воспитания детей, учительского труда. Эта книга посвящена жизни ребят в детском доме. Автор описывает, как педагогические идеи А. С. Макаренко, его теоретические выводы и большой практический опыт воплощаются в жизнь новым поколением педагогов.
Попала на эти повести совершенно случайно. Сын спросил что такое "Педагогическая поэма" и о чем там рассказывается, а я, как назло, помню только в общих чертах. Пришлось перечитать "Педагогическую поэму" А. Макаренко и следом, в ссылках, увидела повести Ф. Вигдоровой. Заинтересовалась, стала читать...
Надо сказать, эти книги не просто продолжают тему воспитания детей, а они являются прямым продолжением "Педагогической поэмы". Главный герой обеих повестей - бывший воспитанник Макаренко, который, впоследствии, стал воспитателем в колониях для правонарушителей. В повестях описывается неустроенный быт воспитанников колонии (это 20-, 40-е годы 20-го века), их сложные, зачастую жестокие взаимоотношения, неустойчивые и противоречивые характеры детей. Но самым главным является то, что в повестях очень подробно, шаг за шагом, показан процесс превращения юного уголовника в Человека. Причем, автор повестей описывает не только педагогические методы, с помощью которых воспитатели колонии стараются воздействовать на детей, но и старания самих колонистов, медленное перерождение их жизненных установок.
Надо отметить, что книги вовсе не похожи на педагогический трактат, как некоторые могут подумать, где все прописано четко по науке и не может быть никаких сбоев. Все не так. Все довольно жизненно. Описываются не только успехи педагогического коллектива и колонистов, но и неудачи, какие постигли их, палки, которые вставляют в колеса некоторые высокие чины.
Кто-то может сказать, что предложенные автором повестей методы воспитания - не наши, кто-то может сказать, что они немного жесткие или давно устарели. Но я, все же, думаю, что и сегодня многим преподавателям, воспитателям и родителям стоит почитать повести Вигдоровой, поскольку рациональное зерно в них можно найти и сейчас.
Комментарии
Отправить комментарий